Стандартизированный формат «цифровой» доверенности, который будет применяться в госорганах, бизнес-среде, кредитных и прочих организациях, призван сделать электронный документооборот более эффективным и защищенным. Федеральная нотариальная палата занимается проектом вместе с ФНС и Минцифры, участвует как в разработке форматов машиночитаемых доверенностей (МЧД), так и в разработке классификаторов полномочий. В Единой информационной системе нотариата разворачивается специальный функционал на базе распределенного реестра блокчейн.
Цифровые инструменты ускоряют и упрощают совершение юридически значимых действий, и в этих процессах очень важно гарантировать участникам гражданского оборота надежную защиту их прав и имущественных интересов. «Это традиционная задача нотариата, который активно развивает свою цифровую инфраструктуру в тесном взаимодействии с государственными органами. Наше сотрудничество с Федеральной налоговой службой уже неоднократно позволяло создать передовые, надежные и удобные инструменты для граждан и бизнеса», — заявил президент ФНП Константин Корсик.
Очередным важным шагом внедрения МЧД стало создание Федеральной налоговой службой единственного в стране хранилища для машиночитаемых доверенностей, подготовленных по единому формату. Электронные доверенности для обмена между организациями и государственными органами объединяются в единую машиночитаемую форму, согласованную с Федеральной нотариальной палатой.
Как отмечают в ФНС, ранее для сдачи электронной отчетности в контролирующие органы и для электронного документооборота между организациями и индивидуальными предпринимателями необходимо было использовать разные формы электронных доверенностей, часто не имеющие машиночитаемый вид. Теперь все участники электронного взаимодействия должны ориентироваться на её единую форму. Нововведение касается также и нотариальных доверенностей.
В машиночитаемой доверенности (МЧД) полномочия указываются в виде кода, такую доверенность на подписание документов или совершение иных действий можно проверить в информационной системе автоматически. Раньше человек отдавал поверенному бумажную доверенность, и тот предъявлял в банке или в иной организации именно бумажный документ. В случае с МЧД проверяющий сможет запросить данные о доверенности из распределенного реестра МЧД.
С точки зрения безопасности введение единого формата МЧД сводит к минимуму вероятность ошибок при обработке такого рода документов, их фальсификации и использования в неправомерных целях. Будут предотвращены и риски нарушения требований законодательства к обязательности нотариальной формы доверенности, что нередко влечет за собой оспаривание совершенных сделок.
Технология для единого хранения МЧД была запущена ФНС России в качестве эксперимента в сентябре 2021 года. «Она позволяет создать среду цифрового доверия, где оперативный доступ к актуальным версиям документов для всех участников обеспечивается за счет технологии распределенного реестра. Такая модель является наиболее стабильной. Ее применение позволит унифицировать всю систему оборота машиночитаемых доверенностей и проверку полномочий для бизнеса и государства во всех секторах экономики», — подчеркнули в ФНС.
Также в ведомстве рассказали, что ряд крупнейших разработчиков программного обеспечения, операторов государственных информационных систем и электронного документооборота уже подтвердили успешное встраивание в свои продукты и информационные системы технологии распределенного реестра ФНС России для использования единой формы МЧД. Перечень будет обновляться.
В перспективе единый формат машиночитаемых доверенностей, который позволяет автоматизировать проверку полномочий представителя, упростит получение услуг или осуществление других юридически значимых действий в электронной форме для широкого круга участников гражданского оборота.
При этом бумажные и электронные PDF доверенности продолжат существовать дальше. Напомним, просто электронный документ — это картинка в формате PDF, с определенными реквизитами и защитой цифровой подписью, которую можно прочесть самостоятельно на экране или распечатать.