Особенности наследования имущества, находящегося за рубежом, способы управления наследством в условиях «закрытых границ», особенности планирования крупного капитала, альтернатива посмертным наследственным фондам, нюансы создания личных фондов — основные вопросы, которые обсуждались в рамках конференции, проведенной порталом «Право.ру» 19 октября в Москве.
В мероприятии приняли участие юристы, специализирующиеся на вопросах семейного и наследственного права, адвокаты, представители исследовательских компаний и научного сообщества. Нотариат, традиционно выполняющий важную роль в существующей системе наследственного права и выступающий ее ключевым правоприменителем, на конференции был представлен членом Правления Федеральной нотариальной палаты, нотариусом г. Москвы Александрой Игнатенко.
Александра Владимировна рассказала о нюансах практического применения нотариусами норм гражданского законодательства при создании личных фондов. Возможность создавать личные фонды при планировании наследования появится у россиян уже с марта 2022 года. Как отметила эксперт нотариата, «учреждение такого института позволит владельцам крупных состояний самим проконтролировать процесс создания фонда, заранее решить любые вопросы, возникающие в ходе его функционирования, и минимизировать потенциальные риски для бизнеса». Иными словами, личный фонд даёт возможность проверить процесс функционирования фонда в «тестовом режиме».
Тем не менее, на сегодняшний день еще остается нерешенным ряд вопросов в отношении обсуждаемой новеллы наследственного права, что может усложнить дальнейшую реализацию нормы на практике. Прежде всего, по мнению эксперта, очевидна необходимость внесения изменений в Основы законодательства РФ о нотариате, которые бы четко регламентировали последовательность действий нотариуса в рамках учреждения личного фонда и назначения соответствующих органов управления. Не менее остро стоит вопрос об указании в законе порядка контроля действий доверительного управляющего. Представители юридического сообщества и бизнеса также согласились с необходимостью таких дополнений.
Руководитель практики «Международный арбитраж и трансграничных споры» Мария Любимова также согласилась с Александрой Игнатенко и отметила, что личные фонды — это прекрасная альтернатива наследственным фондам. Закон предполагает создание механизма, с помощью которого учредитель личного фонда сможет урегулировать вопрос преемственности владения и управления бизнесом и другим имуществом еще при жизни (в отличие от наследственного фонда). При должной реализации такой механизм позволит избежать лишних расходов, которые раньше были связаны с созданием трастов и частных фондов за рубежом, и, таким образом, более гибкие механизмы управления и наследования будут доступны более широкому кругу российских предпринимателей. В соответствии с Законом личным фондом будет признаваться «некоммерческая организация, создаваемая гражданином при жизни или после его смерти нотариусом для целей управления имуществом учредителя». Имущество личного фонда формируется за счет внесения вклада стоимостью не ниже ста миллионов рублей. У личного фонда может быть только один учредитель, за исключением случаев, когда личный фонд учреждается супругами и в него передается общая совместная собственность супругов.
Об особенностях наследования имущества, находящегося за рубежом, рассказал адвокат, заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов. В разных странах существуют национальные законы, регулирующие порядок уплаты налога на наследство, а также то, кто имеет право на имущество и какую долю обязательно получают дети и супруги.
В большинстве европейских стан существует несколько очередей наследования: как правило, в первую очередь наследство получают дети, родители и супруги умершего, затем — братья, сестры, дедушки и бабушки, далее принимаются во внимание интересы остальных родственников и лиц, находящихся на иждивении. Например, в Германии выделяют три степени родства, а в Финляндии различают две категории наследников. В Италии, согласно правилу об обязательной доле в наследственной массе, один ребенок получает половину имущества, двое детей и больше — две трети, родители — треть, супруг или супруга — половину, супруга с ребенком — по трети. Это правило применяется ко всем видам имущества. В Швейцарии действует общее правило, по которому вначале наследуют дети, затем родители, бабушки, дедушки, и лишь потом наступает очередь супруга. Супруг получает меньшую долю.
В разных странах также установлены разные ставки по уплате налога на наследство. Например, в Австрии, Португалии, на Кипре нет налога на наследство. В других странах Европы ставка варьируется в зависимости от степени родства: чем ближе наследник к наследодателю, тем меньше налог. Абсолютный чемпион по уплате налогов — Франция. Там налог может составить до 60% от стоимости имущества. Высокие налоги также в Англии и Италии — от 40 до 50%.
Говоря о наследовании бизнеса, эксперты отметили, что несмотря на большое количество правовых и экономических механизмов, обезопасить бизнес от раздела при наследовании и разводе достаточно проблематично даже крупным компаниям. В качестве примеров были приведены дела миллиардеров Дмитрия Босова ( Сибантрацит) и Андрея Трубникова (Natura Siberia ). В числе основных причин, которые привели к краху бизнес-империй после смерти их владельцев, эксперты указали на отсутствие завещания, неготовность бизнеса к передаче, нежелание выяснять отношения с партнерами еще при жизни, конкуренцию между наследниками и топ менеджерами.