Прошел практически год с момента, когда у жителей нашей страны появилась возможность удобного решения спорных правовых вопросов, не прибегая при этом к затяжной и затратной процедуре судебного разбирательства. В конце октябре прошлого года вступили в силу новые положения законодательства, которым удалось придать мощный стимул развитию института медиации с помощью нотариуса. Это процедура, в результате которой стороны конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны — медиатора, вырабатывают удовлетворяющее всех решение по урегулированию возникшего спора, без обращения в суд.
Уже 8 ноября 2019 года впервые в России нотариусом г. Краснодара Татьяной Мартыненко было удостоверено медиативное соглашение, заключенное при содействии медиатора Елены Ксенофонтовой. Именно тогда, при удачном разрешении семейного конфликта, в разговоре медиатора и нотариуса родилась идея, — открыть комнату примирительных процедур при нотариальной конторе. Идею удалось реализовать в июле этого года, а уже в сентябре, в помещении примирительной комнаты было подписано медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом.
Несмотря на то, что условия медиативного соглашения являются конфиденциальными, стороны дали согласие на разглашение факта урегулирования спора, чтобы наглядно доказать, что медиация является эффективным и полезным инструментом.
Суть спора заключалась в следующем: агентство недвижимости заказало мебель в мебельной компании. Однако дизайнер агентства изменил цветовую гамму, что послужило причиной внесения изменения в дизайн-проект. Агентство недвижимости обратилось для обмена товара в мебельную компанию после окончания предусмотренного законом срока. При этом претензий к качеству товара не было.
20 июля этого года руководитель агентства недвижимости и поставщик мебели обратились в комнату примирения при нотариальной конторе Татьяны Мартыненко и подписали соглашение о проведении процедуры медиации. В качестве медиаторов были выбраны Елена Ксенофонтова и Богдан Шахов. Уже 24 сентября стороны спора и медиаторы подписали медиативное соглашение, которое удостоверили у нотариуса.
Как пояснила медиатор Елена Ксенофонтова, формула «нотариус + медиатор = исполнительный лист» работает и пользуется спросом, благодаря значительной экономии денежных средств и времени на судебный процесс. «Для меня, как медиатора, который вынашивал и неоднократно озвучивал в разных инстанциях свою идею об открытии комнат примирения при нотариусах не менее года, отрадно видеть воплощение своей идеи на практике. И лучшая награда для меня — это положительный результат, как доказательство того, что идея вполне жизнеспособна и продуктивна».
Напомним, что ранее медиация не пользовалась популярностью в силу отсутствия должных механизмов исполнения медиативных соглашений. Если один из участников уклонялся от своих обязанностей, то приходилось все равно обращаться в суд. Теперь же, если медиативное соглашение удостоверено нотариусом, оно приобретает силу исполнительного акта. Также процедура медиации выгодна для сторон в финансовом плане. Она позволяет минимизировать затраты конфликтующих сторон на адвокатов и судебные процессы.
Как неоднократно отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает необходимость расширения сферы компетенции нотариуса для стабилизации гражданского оборота в целом, а также значимость функции нотариальной деятельности как превентивного правосудия».