Обеспечение институтом нотариата публично-правовых интересов, нотариальную защиту прав в корпоративной сфере, особенности применения цифровых технологий в работе современного нотариуса, а также потенциальные пути расширения полномочий нотариата в интересах бизнеса обсудили 25 марта в рамках круглого стола «Нотариат, государство и бизнес: новые пути взаимодействия». Экспертная дискуссия стала одним из пунктов программы XII Московского инновационного юридического форума, который прошел на базе Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина 25–26 марта.
Модератором круглого стола выступил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. В своем приветственном слове он подчеркнул, что современный нотариат России — это эффективно организованный публично-правовой институт, который действует от имени государства и обеспечивает защиту прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.
«Одно из стратегических направлений деятельности нотариуса — это помощь бизнесу. Нотариат активно участвует в этой сфере с 2009 года, когда законодатель ввел обязательное нотариальное удостоверение сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью. Это позволило кардинально снизить число рейдерских захватов предприятий, а также дать отпор мошенничеству с имуществом юрлиц», — отметил Константин Корсик.
В дальнейшем законодатель расширил перечень сделок и решений юридических лиц, требующих обязательного нотариального удостоверения. Среди них — сделки с долями ООО, заявления о выходе участника из состава общества, решения об изменении уставного капитала компании и др. В 2024 году была принята важная норма об обязательном нотариальном удостоверении решений о смене единоличного исполнительного органа ООО, а также одобрен закон о возможности проведения дистанционных собраний акционеров АО или ООО с участием нотариуса.
«Всего за последние 10 лет компетенция нотариуса в корпоративной сфере выросла вдвое и продолжает расширяться. В среднем сегодня российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам несколько миллионов раз за год», — сообщил Константин Корсик.
Он подчеркнул, что для владельцев компаний обращение к нотариусу позволяет, прежде всего, защитить их собственность от мошеннических схем и разного рода правонарушений. Также для корпоративных отношений, где сделка может оцениваться в несколько миллионов или даже миллиардов, важна имущественная ответственность, которую несет каждый российский нотариус за все совершаемые им профессиональные действия.
Член правления Московской городской нотариальной палаты нотариус города Москвы Александр Бегичев выступил с докладом на тему «Нотариат как драйвер доверия: современные решения для эффективного взаимодействия государства и бизнеса».
Основными формами участия нотариуса в сфере корпоративных отношений спикер назвал удостоверение решения органов юридического лица, участие нотариуса в учреждении долей в уставном капитале ООО, удостоверение договора залога долей в уставном капитале общества. Также востребованы сегодня и соглашения о предоставлении опциона, когда стороны договариваются в будущем заключить договор на определенных условиях. Кроме того, нотариат предоставляет такие возможности, как удостоверение дистанционных сделок, исполнение обязательств с помощью публичного депозита нотариуса, взыскание задолженности на основании исполнительной надписи и многие другие. Популярностью у представителей бизнеса пользуются и нотариально удостоверенные медитативные соглашения, а также фиксация нотариусом правонарушений в онлайн-среде. Так, в 2024 году нотариусами было совершено свыше 30 тысяч обеспечений доказательств в отношении информации, размещенной в интернете, что в два раза больше, чем 10 лет назад.
Также Александр Бегичев отметил стремительный рост популярности такого инструмента управления имуществом, как личный фонд: если в 2022 году в России было зарегистрировано всего 4 личных фонда, то на 1 января 2025 года их количество составило 150.
Член методической комиссии Федеральной нотариальной палаты нотариус города Москвы Александр Сагин в своем выступлении осветил возможности нотариата в контексте судебной защиты прав бизнеса. В частности, он подробно рассказал о четырех видах нотариальных действий, связанных с обеспечением нотариусом доказательств: обеспечение письменных доказательств, обеспечение вещественных доказательств, допрос свидетеля и назначение экспертизы.
«Как показывает практика, суды очень хорошо принимают нотариально удостоверенные протоколы, тем более что зафиксировать доказательства с помощью нотариуса можно не только до начала судебного процесса, но и во время него», — заметил спикер.
Вместе с тем он признал, что сейчас по факту существуют и иные виды обеспечения доказательств, но они не прописаны в Основах законодательства РФ о нотариате, и нотариус удостоверять их не может. В качестве примеров он привел контрольную закупку и иные длящиеся во времени процессы. Спикер выразил мнение, что полномочия нотариата в этой сфере необходимо законодательно расширять, а именно предоставить нотариусу право удостоверять любой юридически значимый факт. «Это позволит без ограничений защитить права и граждан, и бизнеса», — уверен нотариус.
Кроме того, Александр Сагин считает, что необходимо расширять компетенцию нотариусов в части взыскания долгов посредством исполнительной надписи. Речь идет не только об инициативе с задолженностями в сфере ЖКХ, которую сейчас рассматривает Госдума, но и любых иных договорах, пояснил спикер.
О необходимости расширения полномочий нотариата в своем выступлении говорил и заместитель председателя комиссии МГНП по методической работе и изучению практики применения законодательства в сфере нотариата нотариус города Москвы Антон Макаров. Темой его доклада стала «Нотариальная форма сделок с недвижимым имуществом как правовой механизм обеспечения публичной достоверности реестра».
Спикер высоко оценил значение вступившего в январе в силу закона об обязательном нотариальном удостоверении сделок дарения недвижимости между гражданами и указал на наличие предпосылок для более активного внедрения обязательной нотариальной формы в оборот недвижимости.
Он отметил, что в России права на недвижимость возникают с момента внесения соответствующей записи в реестр, а не с момента заключения и публичного оглашения договора, как в ряде других стран. При этом в РФ действует так называемая негативная регистрационная система. «Такая система ставит во главу угла для возникновения права не только внесение записи в реестр, но и наличие действующего правового основания. То есть, если запись о праве есть, но в основании сделка недействительна, лицо не становится собственником», — пояснил Антон Макаров.
В связи с этим, по мнению спикера, необходимо распространить обязательную нотариальную форму на все сделки с недвижимым имуществом. Он уверен, что при негативной регистрационной системе это единственный способ обеспечить добросовестность приобретателя, даже если сделка потом признана недействительной, а также повысить публичную достоверность реестра.
«Основания для признания сделок недействительными на практике часто связаны с непониманием сторон природы сделок, с формированием порока воли к сделке, с совершением сделок в обход закона. И выявить эти пороки может только нотариус. Никто другой этого не сделает. Кроме того, нотариальный акт обладает повышенной доказательственной силой, и нотариус, который принял решение об удостоверении сделки, будет отвечать за ее результат в том числе материально», — заявил Антон Макаров.
Председатель Комиссии по методической работе и изучению практики применения законодательства в сфере нотариата Московской городской нотариальной палаты нотариус города Москвы Дмитрий Точкин также выступил с предложением дополнения законодательства в части полномочий нотариуса в корпоративной сфере. В своем докладе он затронул тему осуществления нотариусом функций корпоративных секретарей — наемных работников, документирующих деятельность организации с целью соблюдения корпоративного законодательства.
Спикер отметил, что малому и среднему бизнесу содержание у себя таких сотрудников недоступно, и это создает проблемы, решить которые мог бы нотариус. Он добавил, что часть проблем выявляется государственными органами уже в процессе существования юридического лица, что влечет за собой бюджетные расходы на выявление преступных схем.
«Одна из таких проблем — фирмы-однодневки. В 2023 году 275 тысяч юридических лиц имели записи о недостоверности. При этом при учреждении общества с ограниченной ответственностью практически никакие государственные органы не выполняют контрольные функции, например, по противостоянию легализации средств, полученных преступным путем, или касаемо антисанкционных мер», — заметил спикер.
Он добавил, что существуют и другие проблемы. К примеру, в силу недостаточных юридических компетенций руководители обществ не знают, что могут добровольно сложить полномочия, им сложно предоставить документы для открытия банковских счетов, правильно оформить корпоративные бумаги.
В связи с этим, по мнению Дмитрия Точкина, задача нотариуса при учреждении ООО не должна сводиться только к свидетельствованию подлинности подписи на соответствующем заявлении — его полномочия в этой части могут быть существенно расширены.
В частности, спикер предложил ввести обязательное нотариальное удостоверение решений и договора о форме учреждения общества с ограниченной ответственностью с несколькими участниками, а также всех решений, в результате которых требуется внесение изменений в устав общества и ЕГРЮЛ. Также представитель нотариата мог бы взять на себя организацию документированных корпоративных процедур в случае чрезвычайных событий, например смерти единоличного исполнительного органа, его отсутствия или добровольного сложения руководителем своих полномочий.
«Уже сейчас у нотариусов есть все необходимые инструменты. Мы устанавливаем личность, проверяем полномочия, у нас есть налаженные электронные взаимодействия с госорганами, с отдельными банками, и, что самое важное, мы несем ответственность за любую ошибку», — подчеркнул Дмитрий Точкин.
И. о. председателя Комиссии ФНП по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями нотариус города Москвы Екатерина Лексакова подробно рассказала о депонировании документов у нотариуса как удобном инструменте для снижения рисков в конфликтной ситуации.
Суть данного нотариального действия заключается в том, что кредитор и должник передают нотариусу на депонирование важные для них письменные документы, а получают их только после выполнения взаимных обязательств друг перед другом, пояснила спикер.
Она отметила, что стороны могут депонировать документы в пользу друг друга (так называемый взаимный эскроу), документы, которые используются при расчетах друг с другом, а также подписанные двумя сторонами мировые соглашения.
«В таких случаях особенно важно, чтобы при передаче имущества нотариусу присутствовали обе стороны. А когда речь идет о спорах на крупные суммы, то мы проводим передачу документа с фиксацией на видеокамеру и составляем протокол обеспечения доказательства. Это нужно, чтобы потом никто не мог сказать, что он не подписывал бумаг и не имеет к заключенным договоренностям никакого отношения», — подчеркнула Екатерина Лексакова.
Завершая свое выступление, спикер отметила, что депонирование документов — эффективный инструмент для разрешения сложных бизнес-конфликтов. «В арбитражных судах ежегодно рассматривается порядка 12 тысяч споров. Своевременное обращение к нотариусу может снизить риски подобных конфликтов, предоставив бизнесу возможность заниматься непосредственно своими задачами, а не тратить время на сведение счетов в судах», — резюмировала спикер.
«Я уверен, что в дальнейшем спрос на нотариальные действия у представителей бизнеса будет только расти. И гарантированная нотариусом правовая защита в сочетании с широким перечнем удобных и востребованных бизнесом сервисов способствует повышению инвестиционной привлекательности экономики нашего государства», — подчеркнул в завершение круглого стола модератор Константин Корсик.