4–5 июня в Тамбове прошел семинар по использованию информационных технологий в нотариальной деятельности. Участие в нем приняли IT-специалисты нотариальных палат различных российских регионов. На семинаре обсудили широкий круг вопросов, связанных с цифровизацией нотариата и обеспечением безопасности при использовании современных технологий.
С приветственным словом к участникам обратились советник президента ФНП по информационным технологиям Михаил Муковозов, председатель комиссии ФНП по использованию информационных технологий, вице-президент Калужской областной нотариальной палаты Олег Головатюк, директор фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Михаил Веселов и президент Тамбовской областной нотариальной палаты Татьяна Красюкова.
«Развитие информационных технологий, позволяющих обеспечить высокий уровень комфорта для граждан и бизнеса, — одна из важнейших задач российского нотариата. В этом году цифровому нотариату исполняется 10 лет, и за это время нами уже был внедрен целый ряд передовых разработок, востребованных населением. Создание новых информационных инструментов и модернизация нотариальной деятельности продолжается, и это требует постоянного изучения цифровых новелл как IT-специалистами, так и самими нотариусами», — отметил в своем выступлении Михаил Муковозов.
Доклад на тему «Актуальные вопросы сопровождения и развития ЕИС» представил Михаил Веселов. В частности, он рассказал о переходе сотрудников технической поддержки на новую систему приема заявок от нотариусов — ПО зарубежного разработчика сменит продукт российской компании. По мнению спикера, это позволит существенно активизировать участие в процессе системных администраторов региональных нотариальных палат и ускорить выполнение заявок.
Одним из обсуждаемых на семинаре вопросов стали аспекты создания и наполнения нотариальных архивов. Во исполнение Федерального закона № 339-ФЗ, касающегося порядка хранения и использования нотариальных документов и вступившего в силу в начале 2023 года, сейчас в региональных нотариальных палатах активно идет процесс централизации нотариальных архивов. Этим летом стартует новый этап — нотариусы получат возможность загружать в нотариальные архивы электронные образы документов. Для этого Федеральной нотариальной палатой уже выделены средства для закупки промышленного сканирующего оборудования и создания каналов связи.
Практическим аспектам передачи дел нотариуса в архив был посвящен доклад члена Комиссии ФНП по использованию информационных технологий, нотариуса Люберецкого нотариального округа Московской области Олега Рзянина. Спикер рассказал о нюансах передачи дел, а также приемки их сотрудниками архива в различных случаях, в частности, при сложении полномочий нотариуса в связи с достижением предельного возраста и при освобождении от них по решению суда, при длительном отсутствии нотариуса и при упразднении государственной нотариальной конторы.
Также на семинаре говорили о недавних цифровых новеллах нотариата, в частности, о машиночитаемых доверенностях, предназначенных для подтверждения полномочий физлица для совершения действий от лица организации. Проект по внедрению единого формата МЧД реализуется на базе совместной технологии Федеральной налоговой службы и Федеральной нотариальной палаты.
Новый этап по переходу бизнеса на работу с МЧД, предполагающий в том числе нотариальное удостоверение таких документов, стартовал осенью прошлого года. С этого времени нотариусы удостоверили уже свыше 5 тысяч МЧД, и спрос на доверенности в таком формате, безусловно, будет активно расти.
Член Комиссии ФНП по использованию информационных технологий, президент Белгородской областной нотариальной палаты Ирина Суязова в своем докладе затронула аспекты нормативного-правового регулирования МЧД и дала рекомендации по техническому оснащению нотариальных контор для эффективной работы с такого рода документами. Кроме того, спикер рассказала об отличиях машиночитаемых доверенностей от электронных скан-копий бумажных документов, о применяемых форматах МЧД, а также об особенностях их создания и проверки.
Большое внимание участники семинара уделили вопросам информационной безопасности и противодействию мошенническим действиям при совершении различных сделок, в частности, попыткам использования поддельных документов. Так, с докладом на тему «Установление личности гражданина с использованием программно-технических средств» выступил член Комиссии ФНП по использованию информационных технологий, нотариус города Москвы Александр Царелунго.
Член Комиссии ФНП по использованию информационных технологий, нотариус Самарской области Радик Сафин в своем докладе осветил вопросы совершения нотариального действия вне помещения нотариальной конторы, в том числе, с точки зрения безопасности передачи данных. Спикер рассказал о сложностях работы на выезде, а также рассмотрел варианты технического оснащения рабочего места нотариуса. Кроме того, Радик Сафин затронул тему бесперебойного подключения к Единой информационной системе нотариата вне зависимости от места нахождения нотариуса. Самым перспективным и безопасным способом он назвал организацию полноценного соединения удаленного компьютера с локальной сетью нотариальной конторы.
Темой доклада руководителя отдела информационных технологий Фонда развития правовой культуры (ФРПК) Евгения Кравченко стало мобильное приложение «Нотариат.РФ», которое стало доступно для скачивания и установки на смартфон в начале этого года.
Главными задачами разработчиков приложения он назвал популяризацию полезных возможностей и инструментов нотариуса, повышение удобства записи в нотариальные конторы, информирование о простой и безопасной проверке нотариальных документов через QR-код. Еще одна важная цель — предоставить нотариусам возможность использовать закрытую часть портала ФНП и взаимодействовать с сервисами ФНП не только с персонального компьютера, но и со смартфона.
По словам спикера, география пользователей приложения — это преимущественно Россия, а также Турция и Казахстан, что говорит в том числе о том, что люди интересуются возможностью совершения нотариальных действий удаленно. Спикер также отметил, что техподдержка приложения постоянно работает над повышением удобства его пользователей — как граждан, так и самих нотариусов.
Также спикерами на семинаре в Тамбове выступили член Комиссии ФНП по использованию информационных технологий, нотариус города Твери Светлана Миколенко и представители Фонда «Центр инноваций и информационных технологий»: технический директор Александр Горчаков, советники директора Григорий Линьков и Людмила Гончарова, руководитель службы информационной безопасности Андрей Вавилов, руководитель службы аналитики Оксана Дубинская, руководитель службы разработки Павел Масный и нотариус города Москвы Николай Репин.