Поддельные выписки из ЕГРН, фальшивые документы, недействительные доверенности — вот неполный список инструментов, которые чаще всего используют мошенники, орудующие в сфере оборота недвижимости.
О том, как сделать сделки с недвижимостью безопасными, ведущие утреннего эфира телеканала «Россия 1» говорили с президентом Федеральной нотариальной палаты, председателем Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Константином Корсиком.
Ведущие озвучили неутешительную статистику: по самым скромным подсчетам ежегодно на рынке недвижимости происходит около 8000 случаев мошенничества. И это только те случаи, что официально фиксируются. На практике их может быть в разы больше. На данный момент рынок недвижимости в нашей стране таит массу рисков и каждый, кто планирует сделку с недвижимым имуществом, нуждается в защите. Вопрос в том — кто может и должен защитить людей в сфере оборота недвижимости. Многие ошибочно полагают, что это задача риелтора и именно от этого специалиста ждут гарантий юридической чистоты сделки.
Константин Корсик объяснил: функции риелтора совершенно другие, он занимается экономической стороной сделки по продаже или покупке недвижимости. Он помогает найти варианты, и за эту посредническую работу он и получает деньги. Проверка юридической чистоты сделки не входит в перечень его обязанностей, и никакую ответственность риелтор за это не несет.
По закону за юридическую чистоту сделки и ее законность отвечает нотариус. При этом именно нотариусы, опять же в силу закона, несут полную имущественную ответственность за удостоверенные ими сделки.
«Нотариус работает со сторонами сделки, проверяет все юридические нюансы и исключает риски мошенничества. Мы можем гарантировать юридическую чистоту сделки, мы можем гарантировать возмещение ущерба, если он будет причинен в результате сделки», — отметил глава нотариата.
Константин Корсик рассказал о том, что профессиональная ответственность нотариуса имеет многоступенчатую защиту: каждый нотариус обязан страховать свою деятельность, дополнительно нотариуса страхует нотариальная палата региона. Если этих двух уровней недостаточно для возмещения ущерба, взыскание обращается на личное имущество нотариуса, а финальная ступень — Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который гарантирует возмещение любого ущерба.
«Можно долго дискутировать о том, нужна ли нотариальная форма для сделок с недвижимостью. С моей точки зрения, с точки зрения нашего профессионального сообщества, все сделки с жилыми помещениями должны нотариально удостоверяться», — отметил Константин Корсик.
Формула построения безопасного рынка недвижимости по мнению Константина Корсика такова: «экономикой» занимаются риелторы, правом — нотариусы, а Росреестр уже регистрирует переход права собственности на основе надежной нотариально удостоверенной сделки.