Нотариус является самым доступным квалифицированным юристом для населения, оборот недвижимости без участия нотариуса подвержен высоким рискам, электронные технологии и возможности нотариата по праву стали неотъемлемой частью цифровой экономики. Эти и другие тезисы прозвучали в рамках международной научно-практической конференции «Российский нотариат: 30 лет на службе государству и обществу», которая прошла 17 марта в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Организаторами конференции выступили кафедра гражданского процесса юридического факультета МГУ и Федеральная нотариальная палата. Представители научного сообщества, ведущие юристы-практики и, конечно же, сами нотариусы обсудили эволюцию развития небюджетного нотариата в стране, его основные достижения и дальнейшие перспективы развития. В онлайн-формате к российским коллегам присоединились нотариусы из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении и Узбекистана.
Президент ФНП Константин Корсик напомнил, что отправной точкой реформы государственного нотариата стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 11 февраля 1993 года. Именно этот нормативный акт стал твердой основой «для обеспечения правовой безопасности и стабильности гражданского оборота в стране».
Основы законодательства РФ о нотариате установили принципы самоорганизации и самофинансирования нотариальной деятельности, заложили высокие профессиональные стандарты квалификации и ответственности нотариуса. Во многом предвосхитивший свое время нормативный акт определил общий курс развития нотариальной деятельности в стране на десятилетия вперед«, — отметил глава нотариата.
Как результат, успешный опыт решения общественно значимых задач вкупе с эффективным применением передовых технологий закрепили за современным нотариатом России одно из ведущих мест в системе регулирования гражданско-правовых отношений.
Декан юридического факультета МГУ Александр Голиченков и заведующий кафедрой гражданского процесса МГУ Валерий Молчанов также отметили значимую роль нотариата в системе защиты социально-экономических прав гражданского общества, обеспечении безопасности и стабильности гражданского оборота в любых форматах. Действуя от имени государства, нотариус удостоверяет бесспорные факты, сделки, обеспечивает законность правовых актов, выступает в роли квалифицированного свидетеля.
О доверии государства и защите права собственности
Как справедливо отметили многие участники конференции, сегодня государство доверяет нотариусам решение наиболее значимых задач, связанных с защитой прав и законных интересов граждан и бизнеса. О растущей роли нотариата в обеспечении стабильности гражданского оборота свидетельствует поэтапное расширение его полномочий — введение обязательной нотариальной формы для сделок с долями ООО, закрепление в законодательстве особой доказательственной и исполнительной силы нотариального акта, возвращение нотариуса в правовое регулирование наиболее уязвимых сегментов оборота недвижимости, таких как долевая собственность, сделки с участием несовершеннолетних и ограниченно дееспособных граждан и др.
При этом Константин Корсик подчеркнул, что потенциал нотариата может использоваться для обеспечения безопасности всего рынка недвижимости, особенно — для сделок с жилыми помещениями. Тем более, что обращение к нотариусу сегодня — это удобно, быстро и менее затратно, нежели оформление сделок через коммерческих посредников, которые, требуя немалые суммы от своих клиентов, не дают гарантий и, как правило, не несут ответственности за результат своей работы.
Вопрос защиты прав участников сделок становится еще более острым и в свете распространения цифровых форматов гражданского оборота.
«Вопрос о нотариальной форме сделки — тот вопрос, который следует обсуждать, и в моём понимании мы планомерно к этому движемся. Необходимо обратить внимание на то, что с организационной точки зрения законодатель, конечно, стремится максимально упростить совершение сделок с недвижимым имуществом. И этому способствует цифровизация государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом, когда мы говорим о цифровизации, возникают два большие аспекта: первый — упрощение процедур, второй — безопасность совершения подобного рода сделок. Именно последний аспект зачастую остаётся незамеченным», — отметил декан Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления РАНХиГС Олег Зайцев. При этом мало кто, нажав кнопку в смартфоне, понимает, что происходит дальше. Более того, никто не проверяет реальную волю участников договора, как это делает нотариус, добровольность и осознанность совершаемых ими действий.
По мнению президента ФНП, актуальной видится и концепция закрепления принципа бесповоротности записей в ЕГРН, внесенных на основании нотариально удостоверенных сделок. Такая мера — важный шаг на пути обеспечения достоверности записей в ЕГРН, снижения число споров и закрепления незыблемости права собственности.
В целях защиты прав не менее эффективным может стать и расширение применения обязательной нотариальной формы в корпоративных правоотношениях. Так, позитивные оценки экспертов уже не один год получает инициатива о нотариальном удостоверении решений о назначении единоличного исполнительного органа ООО. Эта мера позволит снизить количество мошенничеств и злоупотреблений в данной сфере, отметил Константин Корсик.
Цифровая трансформация нотариата
Ключевую роль в изменении характера нотариальной деятельности как в России, так и в других странах Евразийского экономического союза в последние годы сыграли цифровые технологии.
Так, российский нотариат уже несколько лет в инициативном порядке и за свой счет разрабатывает и внедряет в свою работу передовые информационные технологии. Основой здесь выступает Единая информационная система нотариата (ЕИС), которая служит надежным «хранилищем» для сведений обо всех совершенных в стране нотариальных действиях. На ее базе функционируют публичные реестры и сервисы, которые позволяют любому человеку быстро и совершенно бесплатно проверить юридически значимые документы и сведения. Также ЕИС нотариата является полноправным участником системы межведомственного электронного взаимодействия.
Ряд нотариальных действий сегодня можно получить удаленно, а для сделок выбрать удобный дистанционный формат удостоверения. Как результат, возможности «электронного нотариата» обеспечивают стабильность развития цифровых форматов гражданского оборота, дают востребованный сегодня уровень комфорта при совершении юридически значимых действий, а также предотвращают развитие «цифровой дискриминации» широких слоев населения. При этом у электронных инструментов российского нотариата, безусловно, есть огромный потенциал для их использования в целях повышения эффективности защиты прав участников гражданского оборота в самых разных сферах. Например, дистанционный формат сделок может быть имплементирован на собрания участников обществ, где такая технология оптимизации юридически значимой процедуры особенно актуальна.
Представители нотариатов стан-участниц ЕАЭС также отметили наличие в своем арсенале целого спектра нотариальных действий, основанных на электронных технологиях и крайне востребованных у населения. Так, например, председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко отметила, что информационные технологии стали незаменимым помощником нотариуса, позволяющим оптимизировать процедуру совершения нотариальных действий. В настоящее время в Белоруссии активно ведется работа по внедрению информационных технологий в делопроизводство нотариуса, развивается электронное взаимодействие с государственными органами, что сокращает бумажный документооборот, почтовые расходы и, конечно, время получения таких сведений.
Последние несколько лет стали периодом внедрения целого ряда цифровых новшеств и в Закон о нотариате Казахстана. В частности, речь идет о создании централизованной электронной системы репозитория и электронного архива нотариуса для хранения нотариально удостоверенных документов, присвоении нотариальному документу QR-кода и др.
Удобные сервисы для граждан разрабатывают и активно применяют на практике нотариусы Узбекистана. На сайте функционирует сервис проверки доверенностей, имеются возможности поиска открытого наследственного дела, а также записи на прием к нотариусу с предварительным направлением необходимых для совершения нотариального действия документов через личный кабинет пользователя.
Возможности нотариата для внесудебного решения споров
Еще один важный вопрос, который обсуждался в рамках конференции, — расширение сферы применения исполнительной надписи нотариуса. Этот инструмент давно зарекомендовал себя как эффективный способ защиты прав добросовестных участников гражданского оборота, позволяющий, в том числе, значительно разгрузить суды.
Член Правления ФНП, нотариус г. Москвы Александра Игнатенко напомнила, что данный инструмент в гражданском обороте существовал достаточно давно — еще до принятия Основ законодательства РФ о нотариате. По-настоящему новую жизнь в данный инструментарий вдохнули Федеральные законы № 391-ФЗ и № 360-ФЗ. Именно они позволили совершать исполнительную надпись в удаленном доступе. То есть займодатель может обратиться за ней онлайн, через личный кабинет на портале Федеральной нотариальной палаты
Александра Владимировна приводит лишь некоторые данные статистики. «В 2015 году, когда цифровой формат исполнительной надписи еще не работал, было совершено лишь 8 440 исполнительных надписей. В 2022 году, когда в полной мере заработал удаленный формат, было совершено 342 тысячи исполнительных надписей. Из них 148 643 раза заявители обратились удаленно».
При этом уже сейчас очевидно, что сфера применения исполнительной надписи нотариуса может быть расширена — например, для внесудебного возврата долгов по оплате услуг энергоснабжения, отметил Константин Корсик.
Медиация и нотариат в системе защиты социальных и экономических прав — еще одна тема, которая была поднята в рамках конференции. В России нотариально удостоверенное медиативное соглашение обладает силой исполнительного листа. То есть позволяет сразу же обратиться к судебному приставу для начала исполнительного производства, если вторая сторона нарушает условия договора.
Как результат, нотариальное удостоверение медиативного соглашения позволяет в полной мере защитить права его сторон, а также снизить риск злоупотребления правами недобросовестными участниками спора. При этом нотариус гарантирует выполнение всех договоренностей, достигнутых по итогам процедуры медиации, а сам конфликт решается с наименьшими временными и финансовыми затратами для обеих сторон.
В этой связи президент ФНП Константин Корсик высказал мнение о том, что нотариусы вполне могут совмещать роль нотариуса и медиатора в одном лице, например, в рамках ведения наследственного дела. Его точку зрения поддержала профессор кафедры гражданского процесса МГУ Елена Борисова.
Коллеги из Беларуси отметили, что 10% нотариусов в стране обучены медиативным инструментарием, а коллеги из Узбекистана и вовсе указали на то, что 94% узбекских нотариусов прошли обучение медиации и могут вполне успешно совмещать дынные функции.