С сегодняшнего дня россиянам стал доступен новый способ управления имуществом, в том числе на случай смерти, — учреждение личного фонда. Такая правовая конструкция должна заинтересовать, прежде всего, владельцев крупного бизнеса, которые хотят, чтобы их дело успешно развивалось, даже когда их не станет. Фактически личный фонд представляет собой расширенную или, как его еще называют, «прижизненную» альтернативу наследственному фонду, который был введен в российскую правовую практику четырьмя годами ранее.
Согласно нормам Федерального закона № 287-ФЗ, который вводит понятие личных фондов, такой институт должен позволить владельцам состояний не только заранее решить, кто и в каком порядке будет управлять бизнесом после их смерти, но и лично убедиться в эффективности задуманной модели управления. Так как личный фонд, в отличие от наследственного, начинает функционировать уже при жизни учредителя, у последнего появляется возможность самому поучаствовать в его деятельности, вовремя выявить и устранить имеющиеся недостатки — например, поменять или дополнить перечень лиц, назначенных в органы управления фондом. Другими словами, личный фонд дает возможность «протестировать» его эффективность в отношении тех или иных активов.
Кроме того, учредитель личного фонда может быть уверен в соблюдении установленных им правил ведения бизнеса в том числе после его смерти — закон наделяет его правом предусмотреть в уставе такое условие. Любые изменения во внутренние документы личного фонда после смерти учредителя могут быть внесены только по решению суда. Ликвидация фонда также невозможна без соответствующего судебного постановления. Как результат, потенциальные риски для «жизни» компании после кончины ее создателя значительно снижаются.
Еще одно важное отличие личного фонда от наследственного заключается в установленной законом минимальной оценочной стоимости имущества, которое передается фонду, — 100 млн рублей. Другими важными особенностями личного фонда являются: невозможность замены учредителя, ограничение на соучредительство нескольких лиц (исключение — супруги, передающие фонду общее имущество), запрет на назначение выгодоприобретателями личного фонда коммерческих юрлиц, субсидиарная ответственность учредителя по долгам фонда и самого фонда по долгам учредителя. При этом личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с целями, определенными его уставом, создавать другие юрлица.
Личный фонд как новая правовая конструкция, по мнению председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, призван «обеспечить сохранение активов в рамках российского правопорядка». Кроме того, обращение граждан РФ как к личным, так и к наследственным фондам окажет позитивное влияние на деофшоризацию бизнес-активов, поможет сделать их «управляемыми» и тем самым привлечь в страну большее число инвесторов.
«Новые полномочия нотариуса, в том числе в таких традиционных областях как наследственное право, создают дополнительные уникальные и комфортные возможности для защиты имущественных прав граждан и бизнеса», — отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Вместе с тем личный фонд, по аналогии с фондом наследственным, позволяет финансово обеспечить близких, не занятых в управлении компанией, гарантировать преемственность капитала, сохранить рабочие места и бесперебойность производственных процессов. Отсутствие в российской правовой практике подобных институтов приводило к тому, что многие, играющие важную роль в экономике регионов или даже всей страны компании испытывали серьезные трудности, если их собственники внезапно умирали. Проблемы возникали и из-за довольно длительной в силу закона процедуры оформления наследственных прав, и из-за того, что родственники покойного, то есть его законные наследники, нередко сосредотачивались на спорах о разделе бизнеса, а не на сохранении предприятия на плаву. Случалось и такое, что бизнес переходил по наследству членам семьи, которые всегда были далеки от предпринимательской деятельности и не имели необходимых знаний и опыта для управления крупной компанией. Новеллы законодательства последних лет призваны нивелировать подобные риски.
Создание как личного, так и наследственного фонда требует обязательного участия нотариуса. Если намерение учредить после своей смерти наследственный фонд устанавливается посредством составления специального завещания, то в случае с личным фондом учредителю необходимо будет удостоверить у нотариуса соответствующее решение, устав фонда и условия его управления. Так как личный фонд может автоматически продолжить свою работу после смерти учредителя, дополнительно оформлять завещание здесь не потребуется.
Именно нотариус контролирует, чтобы воля владельца бизнеса совпадала с прописанными условиями управления фондом и содержанием его устава, чтобы эти документы соответствовали нормам закона. Будь то завещание, предусматривающее создание наследственного фонда, или решение об учреждении личного фонда и его устав — любой из этих документов будет внесен в Единую информационную систему нотариата, что гарантирует его сохранность, конфиденциальность и защиту от доступа третьих лиц.
Важно отметить, что с вступлением в силу Федерального закона № 287-ФЗ наследственный фонд де-юре и де-факто становится разновидностью личного фонда. Отдельную категорию теперь составляют и «общественно полезные фонды» — то есть фонды, преследующие культурные, благотворительные, образовательные и иные общественно полезные цели.