Проблемы девальвации юридически значимых действий и совершения таких действий гражданами в псевдодоверенной правовой среде в качестве актуальных современных рисков, а также пути совершенствования защиты прав граждан стали ключевыми темами доклада главы Федеральной нотариальной палаты на Европейско-Азиатском правовом конгрессе.
XIV сессия конгресса «Право как ценность» состоялась 3-4 июня в Екатеринбурге. в представители органов государственной и муниципальной власти, юридического сообщества, правоведы и бизнесмены обменялись мнениями по актуальным вопросам развития и совершенствования правовой сферы. Всего в конгрессе приняли участие, как очно, так и посредством онлайн-трансляций, эксперты из двадцати трех стран мира.
Как отметил президент ФНП Константин Корсик в своем докладе «Роль нотариата в формировании ценности права», деятельность нотариата как правоприменительного института не только способствует сохранению ценности права, но и приобретает все большее значение для защиты прав граждан в свете неблагоприятных тенденций, которые стали одним из побочных следствий глобальной цифровизации.
Первая такая негативная тенденция — девальвация юридически значимого факта подписания гражданином документа. Сегодня, в силу массового распространения множества подписываемых документов в любых жизненных ситуациях — от приема в поликлинике или автосервисе до «цифровых» согласий в смартфоне, люди привыкли подписывать юридически значимые документы автоматически, даже не читая. Более того, попытка детально изучить текст и внести в него изменения, как правило, выливается в отказ в совершении необходимого гражданину действия — типовые документы не подразумевают изменений в них, следовательно — теряется значение их прочтения и понимания. Как результат, вслепую подписанный «по привычке» договор может с большой вероятностью привести к нарушению прав гражданина, финансовым или имущественным потерям. При этом простая письменная форма сделки подразумевает, что гражданин принимает на себя все риски, а значит — невозможно найти или определить ответственных за причиненный гражданину вред лиц и компенсировать понесенный ущерб.
«В силу этого происходит явно выраженная девальвация юридически значимого факта подписания гражданином документа. Тем более в цифровой среде, где нажатие кнопки „Согласен“ становится неким ритуальным действием, обойти которое нельзя, равно как и нельзя изменить условия. Тем самым граждане приучаются слепо принимать все предложенные условия, даже если они могут привести к нежелательным для них последствиям» — отметил Константин Корсик.
Вторая проблема нового времени — появление и распространение в России т.н. псевдодоверенной юридической среды. Она характеризуется тем, что граждане вынуждены доверять организациям, предлагающим подписать необходимый документ, например, банкам, риелторским агентствам, оказывающим посреднические услуги фирмам и т.д., даже МФЦ. При этом граждане не задумываются, что большинство из них не несут в силу закона ответственности за правовые последствия подписанных документов для граждан, и все риски ложатся на самих граждан. А зачастую такие документы влекут за собой очень весомые в юридическом плане действия, к примеру — распоряжение недвижимостью. Подписывая документ, выданным представителем такой среды, люди уверены в его достоверности, что он не несет в себе рисков для их прав или собственности, и нет необходимости его внимательно изучать. Тем самым формируется культура небезопасного правового поведения.
Показательным было социологическое исследование, проведенное Фондом развития правовой культуры. Граждан на улице опрашивали в ходе «телевизионного соцопроса», понимают ли они опасности невнимательного подписания документов. Граждане отвечали интервьюерам, глядя в камеру, что, конечно же, они знают о рисках подписания договора без его внимательного прочтения. А затем их просили подписать необходимое формальное согласие на проведение съемки, как положено, указав в нем свои паспортные данные. В этом согласии, как часть эксперимента, содержался пункт, согласно которому этот гражданин передавал съемочной группе права на всю свою недвижимость, принимал в долг значительные суммы денежных средств. И, что удивительно, более 90% опрошенных граждан разного возраста, пола и социального положения подписали эти документы, сверив лишь свои паспортные данные. А на вопрос, почему они так пропустили такие опасные для них моменты, был ответ: «Но мы же доверяем вашей съемочной группе». Т.е. незнакомые люди с камерой на улице стали типичной псевдодоверенной юридической средой, способной при желании причинить недопустимый ущерб.
Как отметил президент ФНП, «в результате этих процессов — девальвации юридически значимого действия и распространения псевдодоверенных юридических сред, растет число нарушений прав граждан и мошенничество». О постоянном росте мошенничества и вместе с тем снижающейся раскрываемости таких преступлений в сфере оборота недвижимости заявили в недавнем исследовании Финансового университета при Правительстве РФ. «Конечно же в такой ситуации государство должно обеспечить, чтобы документы, кардинально влияющие на конституционные права граждан в отношении собственности жилища и т.д., подписывались ими только в доверенной юридической среде. Необходимо как возвращать высокий статус юридически значимого действия, так и сокращать компетенцию псевдодоверенных субъектов», — отметил Константин Корсик.
Совершать столь значимые в юридическом и имущественном смыслах действия граждане должны только в доверенной среде, к которой, в том числе, в силу закона относится нотариус. Он обеспечивает законность совершаемого нотариального действия, разъясняет заявителю правовые последствия его решения, проверяет осознанность его действий и согласие с содержанием документа. При этом нотариус действует объективно и независимо и, что важно, несет полную имущественную ответственность за результаты своей работы. «Именно поэтому роль нотариального акта так важна для укрепления ценности права. Потому что совершение юридически значимого действия происходит в доверенной среде, безопасной для граждан. При этом очень важным фактором с учетом требований времени является развитие цифровых технологий в самом нотариате», заявил руководитель нотариата.
Созданная Федеральной нотариальной палатой электронная инфраструктура решает еще одну, все более актуальную сегодня проблему цифровой дискриминации. Далеко не все граждане имеют навыки и средства, необходимые для доступа к цифровым новшествам, в том числе — получения услуг, в т.ч. государственных, в цифровой форме. Нотариус может предоставить таким гражданам свою компетенцию в совершении юридически значимого действия в цифровой среде, удостоверив его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Инновационные достижения нотариата вносят большой вклад в стабильность гражданского оборота в новых форматах. «Фундаментальными новеллами стала возможность удостоверять электронные документы, создание уникальной системы публичных реестров и придания их сведениям юридической силы. Все это подтверждает, что потенциал нотариата может быть использован в тех сферах гражданского оборота, где сейчас наблюдается острая проблема защиты прав граждан и предпринимателей», сказал Константин Корсик.
По его мнению, «задача сохранения ценности права состоит в том, чтобы не допускать подмены компетенции правовых институтов, являющихся доверенной юридической средой в силу закона псевдодоверенными юридическими средами, имеющими исключительно экономический интерес. При этом правовая система может и должна совершенствоваться в любых условиях технологического прогресса, в том числе при внедрении цифровых технологий». В качестве примера президент ФНП привел успешное внедрение в правовую среду новых правовых институтов, такие как наследственный фонд, совместное завещание супругов, дистанционные форматы удостоверения сделок.
О востребованности новых форматов правоотношений, в частности — дистанционном, говорил в своем выступлении и Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Особенно актуален такой режим работы оказался в пандемию — в частности, многие акционерные общества перешли на дистанционный формат собраний. Павел Владимирович отметил необходимым обсуждение в рамках конгресса серьезных изменений, которые происходят в российском законодательстве в последнее время, и которые в большинстве своем вызваны цифровизацией и последствиями пандемии.
Другими темами Европейско-Азиатского конгресса-2021 стали: цифровое право и экономика, право и безопасность, трансформация правосудия в свете пандемии и цифровизации, перспективы развития уголовного судопроизводства, новые задачи международного права и др.
В программу конгресса этого года также вошли VI Алексеевские чтения на тему «Социальная ценность права в современном обществе», посвященные памяти выдающегося ученого-правоведа, основателя уральской школы теории права, одного из авторов Конституции и Гражданского кодекса РФ Сергея Сергеевича Алексеева.
Кроме того, на площадке конгресса впервые состоятся Яковлевские чтения на тему «Служение праву», посвященные памяти известного ученого и государственного деятеля, внесшего неоценимый вклад в развитие юридической науки и практики, первого Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, члена-корреспондента Российской Академии Наук, советника Президента Российской Федерации Вениамина Федоровича Яковлева.
Европейско-Азиатский правовой конгресс был учрежден Ассоциацией юристов России в 2007 году в качестве особой дискуссионной площадки, на которой представители государства, бизнеса, общественных кругов могут актуализировать перед профессиональными юристами задачи, решение которых должно способствовать повышению эффективности Европейско-Азиатского сотрудничества. На сегодняшний день Европейско-Азиатский правовой конгресс стал одним из крупнейших и значимых правовых форумов международного уровня.