Мошенничество с незаконной сменой генерального директора компаний — проблема, на которой в течение последних лет не раз заостряли внимание и представители нотариата, и другие эксперты. Ее решение требует принятия мер со стороны законодателя. Прежде всего, речь идет о необходимости введения обязательного нотариального удостоверения решений о смене единоличного исполнительного органа АО и ООО, с предоставлением нотариусу полномочий по проверке законности такой смены. Этот вывод теперь заявлен в докладе Правительства о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2019 год, опубликованном на сайте Минюста 13 ноября.
Проблема сформулирована как «Неполнота правового регулирования нотариального удостоверения решения общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров о наделении полномочиями нового единоличного исполнительного органа общества». Практически незаметная подмена настоящих гендиректоров фирм подставными стала одним из «трендов» последних лет для мошенников, орудующих в корпоративной сфере. Несложная схема, в основе которой лежит фальшивый протокол собрания участников ООО о смене гендиректора, работает практически безотказно и открывает аферистам доступ к счетам компании, а также дает возможность использовать ее счета для легализации или вывода теневых средств.
Если протокол собрания участников ООО составлен в простой письменной форме, то ответственных за законность, правомочность и достоверность содержания этого документа фактически нет. Не спасает здесь и то, что прежде, чем в ЕГРЮЛ появится запись о смене гендиректора общества, новоиспеченное «первое лицо» компании должно лично явиться в нотариальную контору. Нотариус, который в данном случае лишь свидетельствует верность подписи нового генерального директора на заявлении для налоговой службы, не имеет полномочий для проверки подлинности предъявленного ему протокола. Более того, если личность заявителя установлена, а представленный им перечень документов полон и соответствует требованиям закона, нотариус не вправе отказать в совершении нотариального действия — пусть даже сидящий перед ним гражданин совсем не выглядит как руководитель высокого уровня, но уверенно заявляет о том, что он — новый директор.
Проверка подлинности протокола собрания участников общества не предусмотрена и на этапе поступления документов в налоговую инспекцию. Как результат, мошенники в короткие сроки и, можно сказать, беспрепятственно вносят необходимые изменения в ЕГРЮЛ, а далее — спокойно совершают все необходимые им операции в банке. Дополнительным бонусом для корпоративных аферистов выступает и возможность подделать документ о смене единоличного исполнительного органа, используя поддельную электронную подпись. При этом все документы подаются удаленно — напрямую в ФНС, что тем более нивелирует какие-либо риски для преступников.
Как показывает практика, от подобных преступных посягательств не застраховано ни одно хозяйственное общество. К примеру, год назад жертвой такой мошеннической схемы стала одна из дочерних компаний Роскосмоса. Тогда благодаря незаметной смене гендиректора ООО «Национальный космический центр» аферистам удалось снять со счета организации 2 млн рублей. Весной этого года из-за подачи в налоговую недостоверных сведений о смене действующего генерального директора по поддельной ЭЦП была парализована работа крупной транспортной компании. Похожий случай произошел и с огромным арендным комплексом предприятий Московской области: мошенники успели поменять название предприятия без ведома его реального руководства, а также на 90% обновить состав собственников общества. Остановить дальнейшие действия аферистов по смене гендиректора компании владельцам предприятия удалось только благодаря оперативным жалобам во все возможные инстанции.
Стоит отметить, что почти год действует решение Президиума Верховного суда, согласно которому решение о смене генерального директора общества может не удостоверяться нотариально, только если это предусмотрено уставом организации. Однако, как видно из практики, этой меры не достаточно для решения столь острой проблемы.
Защитить участников обществ и кредиторов юрлиц от указанных проблем, согласно позиции Минюста, изложенной в докладе Президенту РФ, должно закрепление обязательной нотариальной формы для решений собраний участников обществ, касающихся смены генерального директора. Присутствуя на собрании участников общества и отвечая за законность принятых в его рамках решений, нотариус проводит комплексную правовую проверку целого ряда важных обстоятельств, благодаря чему нотариально удостоверенный протокол такого собрания гарантирует законность и достоверность принятого участниками решения. В частности, нотариус устанавливает информацию о статусе органа управления юридического лица и его компетенции, а также полномочиях организатора собрания; идентифицирует и проверяет правомочность всех участников собрания, а также соответствие их реальной воли волеизъявлению; не допускает ущемления интересов отдельных участников общества или миноритариев; обеспечивает допуск к голосованию лиц, которые имеют право голоса в силу особого статуса, например как залогодержатели; следит за корректностью процедуры подсчета голосов и пр. Как результат, риски правонарушений, будь то подмена протокола собрания или оказание давления на принимающих решение лиц, при таком сценарии сводятся к минимуму.
Немаловажно, что имеющиеся у нотариата электронные инструменты способны обеспечить стабильность и безопасность правоотношений в корпоративной сфере, в том числе, в условиях цифрового оборота. Так, электронное взаимодействие нотариусов с налоговыми органами — давно налаженная и показавшая эффективность практика, которая гарантирует поступление в ЕГРЮЛ заведомо достоверных сведений и их оперативную регистрацию. Таким образом, введение обязательной нотариальной формы для решений собраний участников обществ не только сохраняет для юридических лиц преимущества электронного документооборота, но, что особенно важно, гарантирует его безопасность. В свою очередь, для мошенников закрываются лазейки с применением фальшивых, а также полученных незаконным путем электронных подписей.
О том, что решения о смене гендиректора общества (так же, как и решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала), должны в обязательном порядке удостоверяться нотариусом, эксперты говорят не первый год. Такая инициатива неоднократно звучала от лица представителей законодательной власти, ее поддерживало и руководство ФНС, и представители бизнеса. Сейчас об остроте проблемы незаконной смены единоличных исполнительных органов обществ официально заявили на правительственном уровне. Включение этой темы в результаты мониторинга проблем законодательства означает повышенное внимание к обозначенному вопросу. Ожидается, что уже в ближайшее время будет подготовлен законопроект, включающий заявленные меры и направленный на повышение эффективности правоприменения в этой сфере. В частности, речь идет о подготовке соответствующих поправок к Федеральным законам «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».