Годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием для нашего народа: трагедия постучала в дом буквально каждой семьи. И только благодаря героизму, мужеству и сплоченной работе всех советских граждан удалось приблизить долгожданную Победу. Нотариусы также внесли значимый вклад: кто-то — защищая страну на фронте, кто-то — усердно работая в тылу. Активно помогают стране представители нотариата и сейчас, во время специальной военной операции.
С первых дней Великой Отечественной войны работа нотариата спешно перестраивалась. В стране была объявлена всеобщая мобилизация и большая часть нотариусов была призвана на фронт. Количество нотариальных контор повсеместно сокращалось, а нагрузка на оставшихся сотрудников кратно росла. По архивным данным на 1 июля 1941 год в РСФСР была 1251 нотариальная контора, а уже к 31 декабря 1941 года их количество сократилось более чем в 2 раза. Рабочий день увеличивался до 10–12 часов, а сверхурочные работы стали нормой.
Часто рабочее место нотариусам приходилось делить с другими госслужащими, например, адвокатами и судебными исполнителями. Не облегчали работу очереди, дефицит печатных машинок, нотариальных бланков и просто бумаги.
Часто для составления нотариальных документов использовались обои, требования на продовольственные карточки, календари, новости Совинформбюро, старые уголовные дела, оберточная бумага. Главное, что на этих «бланках» помещались оттиск печати, удостоверительная надпись, номер реестра и подпись нотариуса, что подтверждало их юридическую силу. Так, например, сохранились два завещания, напечатанные на тетрадных листах в линию и удостоверенные у нотариуса Государственной нотариальной конторы А.И. Зенюк в сентябре 1942 года.
Работа нотариата продолжалась и в блокадном Ленинграде: бомбежки, пожары, страшный голод не помешали ленинградским нотариусам сберечь все нотариальные книги и документы. Позже, в 1944 году, когда эвакуированные жители начали постепенно возвращаться в Ленинград, именно благодаря нотариальным документам они смогли подтвердить право на оставшееся в городе имущество. Часто нотариусы помогали найти близких и по сохраненным реестровым книгам установить личность детей, которые остались без родителей.
Все доходы от совершенных нотариальных действий в военные годы шли в казну государства. Сами же нотариусы получали небольшое жалование, которое было меньше, чем у рабочих. В некоторых регионах и вовсе по несколько месяцев трудились бесплатно. При этом нотариусы не только вели прием в конторах, но и отправлялись в госпитали, чтобы консультировать и удостоверять документы раненых бойцов.
Во время ВОВ и в послевоенный период в ряды нотариата возвращались нотариусы, которые были тяжело ранены и комиссованы. На места погибших сотрудников нотариальных контор приходили и новые люди. Кто-то получил образование в эвакуации, кто-то ушел на войну сразу после окончания института и не успел поработать в мирное время.
Например, уроженец Новосибирска нотариус Василий Яковлевич Сорокин был призван в ряды Красной армии в 1941 году. Воевал на Воронежском и Калининском фронтах, а после получения тяжелого ранения 8 мая 1943 года снова начала работать нотариусом в Архаринском районе.
Были и те, кто освоил профессию «с нуля». Так, комсомолец Василий Лобачев после начала войны покинул солнечный Баку и добровольцем пошел на фронт. Участвовал в тяжелых боях на Клинском направлении. В 1942 году сражался в боях за Синявинские высоты на Волховском фронте — в «адском пекле Ленинградского направления». За время войны трижды получал ранения разной степени тяжести, потерял руки и ноги. Трагедия не сломила Василия Лобачева: в Институте протезирования и протезостроения для мужчины изготовили протезы. Он поступил и успешно окончил Саратовскую юридическую школу. После получения образования мужчина начал трудиться в нотариальной конторе, составлял и удостоверял договоры.
Были среди ветеранов-нотариусов и женщины: в годы сражений они трудились связистками, телеграфистками, секретарями военных прокуратур. Александра Кузнецова прошла всю войну телеграфисткой, получила орден Славы III степени, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны работала нотариусом до 1973 года. Ее коллега — телеграфистка Пелагея Ивановна Жилова награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» сразу после войны начала работать в судебных органах, а позже была назначена нотариусом.
Сегодня представители российского нотариата также сплотились ради помощи воинам специальной военной операции и членам их семей. Важным направлением этой помощи стало предоставление льгот при совершении социально значимых и востребованных в жизненных ситуациях нотариальных действий. Только за 2024 год нотариусы предоставили участникам СВО и членам их семей льготы на 440 млн рублей. За весь период 2022-2024 гг. сумма предоставленных для них льгот составила 609 млн, а с учетом беженцев — почти 1 млрд рублей.
Нотариусы бесплатно консультируют бойцов и их семьи, выезжают в госпитали, закупают на сотни миллионов рублей и передают на фронт нужные и востребованные грузы — от теплых вещей и тактических аптечек до дизельных генераторов, метеостанций и автомобилей с беспилотниками. Они также своими руками делают нужные на фронте изделия: маскировочные сети, одеяла-невидимки, стропы для эвакуации раненых, окопные свечи.
Нотариусы находятся в непосредственном контакте с воинами, которые сражаются на передовой. Выезжают в зону СВО, чтобы лично передать гуманитарные и прочие грузы, из первых рук получить информацию о том, в чём существует потребность. Например, в Москве есть группа нотариусов, которые на собственные средства закупают большие объемы грузов и регулярно сами их отвозят. Раньше прибегали к помощи МЧС, но своими силами оказалось удобнее все организовывать и получается передавать грузы чаще.
Выезды заранее согласовывают с волонтерами и военными. Весь процесс хорошо отлажен, хотя волнение в пути, конечно, присутствует. «Когда выезжаем — мы спокойны, что-то обсуждаем, шутим, но после КПП в машине становится тихо. Никто не спит, просто молча едем. В дороге бывает разное: густой туман, плохая видимость, навигация не работает. Но когда добираемся до места и видим, как нас ждали, как важна эта поддержка, понимаем, что иначе нельзя», — рассказывают нотариусы.
Был случай, когда ночью автоколонна с нотариусами заблудилась и вышла на блокпост с танками и автоматчиками. К счастью, это были российские военные.
Одна из важнейших задач, в решении которой стараются помочь российские нотариусы, — сохранение жизни и здоровья, скорейшая реабилитация раненых бойцов. Представители нотариата помогают медучреждениям и врачам в зоне СВО закупать медикаменты и оборудование. А еще — поддерживают проект по производству эвакуационных тележек «Анюта».
Конструкция «Анюты» — уникальная разработка российских мастеров. Она поставлена на одно колесо, что повышает маневренность и проходимость по бездорожью. Тележку можно перетаскивать через рвы и узкие проемы, в грязи и траншеях, по буреломам и тропам на минных полях. Плюс она легко складывается, когда нужно залечь при обстреле или пронести носилки через препятствие. Чтобы вынести раненого на обычных носилках, нужно четверо-шестеро санитаров. С «Анютой» для этого требуется два человека: все происходит быстрее и безопаснее.
Изначально «Анюту» полукустарным способом делали неравнодушные люди. Узнав об этом, нотариусы подключились к проекту. Было принято решение системно финансировать производство за счет средств Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат регионов и пожертвований нотариусов. За последний год с небольшим благодаря нотариусам было произведено и направлено на фронт почти 8,7 тысяч комплектов тележек на общую сумму 83,5 млн рублей.
Для оказания комплексной помощи бойцам СВО нотариальное сообщество взаимодействует с госорганами, некоммерческими организациями и волонтерскими группами. Например, реализует проекты совместно с Государственным фондом «Защитники Отечества» и АНО «Комитет семей воинов Отечества».
Отдельная важная тема — деятельность нотариусов на воссоединенных территориях, которая часто сопряжена с опасностью. В прифронтовых районах нотариусы попадают под обстрелы: как при работе в конторах, так и на выездах к гражданам. Нотариусам, которые отправляются на линию соприкосновения, приходится соблюдать определенные правила безопасности. Например, они заранее не публикуют график выездов.
Нотариальные палаты новых регионов получили от Федеральной нотариальной палаты мобильные комплекты, которые разрабатывались для нотариусов, работающих в малонаселенных и труднодоступных районах России. В специальном ударопрочном чемодане размещено все необходимое для совершения нотариальных действий на выезде: от ноутбука, принтера и источника питания до лупы для изучения документов.
В августе прошлого года после атаки ВСУ нотариусам пришлось покинуть ряд приграничных районов Курской области. При этом они старались вывозить архивы и принимать всевозможные меры для их сохранности. Так, например, нотариусу из поселка Глушково пришлось в срочном порядке эвакуироваться, однако позже под обстрелами он вернулся в контору за своей печатью и документами. Нотариус успел вывезти архив по дороге, ведущей через мост, который спустя буквально пару часов был уничтожен.
Нотариальные палаты регионов вводили льготы для вынужденных переселенцев из приграничья, нотариусы консультировали граждан в пунктах временного размещения, собирали для них необходимые вещи.
Как во время Великой Отечественной войны нотариусы проявили несгибаемую волю и внесли большой вклад в общую Победу, так и сегодня нотариусы делают все, чтобы поддержать тех, кто защищает Отечество в зоне СВО.