Линия правовой помощи Нотариальной палаты Республики Марий Эл.
Телефон 8-8362-494914.
График работы: рабочие дни понедельник-четверг с 9:00 по 16:00, перерыв 12:00-13:00
(8362) 49-49-14
(8362) 49-49-14

В ОП РФ обсудили эффективность бесплатной правовой помощи в цифровом формате

05.03.2025
08:00

4 марта в Общественной палате прошел круглый стол на тему «Право и технологии: современные подходы к оказанию бесплатной правовой помощи через чат-боты и онлайн-сервисы». Эксперты поделились опытом и идеями цифровых решений в сфере бесплатной юридической помощи, призванными повысить эффективность и доступность такой поддержки для граждан.

Модератором дискуссии выступил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Терновцов. Он подчеркнул, что один из примеров эффективного оказания бесплатной юридической помощи, в том числе посредством онлайн-ресурсов, сегодня демонстрирует российский нотариат. Также спикер отметил, что многие стандартные, рутинные вопросы, касающиеся правовой помощи гражданам, могут спокойно решаться с помощью технологий, но подходить к этому следует осторожно.

Сайты, чат-боты, онлайн-платформы, каналы в социальных сетях способны обеспечить быстрый и удобный доступ гражданина к правовой информации. Однако вместе с тем актуальным остается вопрос контроля качества и достоверности информации, которую граждане могут почерпнуть через онлайн-ресурсы.

Понятные ответы и юристы с изъяном

И. о. председателя Комиссии Федеральной нотариальной палаты (ФНП) по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями нотариус г. Москвы Екатерина Лексакова в своем выступлении сказала, что правовая помощь как в цифровом, так и в классическом формате должна отвечать нескольким базовым принципам: «Это доступность, масштабность, эффективность, компетентность и корректность. Только при совокупности этих факторов правовая помощь будет полезной для ее получателей».

Современные интернет-технологии являются наиболее эффективным каналом взаимодействия с аудиторией. Тем более когда необходима интерактивность такого взаимодействия. Сегодня многие граждане ищут правовую информацию через поисковые запросы в интернете и в социальных сетях. При этом человек ожидает получить быстрый, квалифицированный и, что важно, понятный ответ. Что именно он получает, показывает простой анализ выдачи Яндекса на часто задаваемые вопросы — как оформить завещание, получить льготы, сделать доверенность и другие.

Информационные источники, которые отображаются по результатам таких запросов, можно разделить на несколько категорий по принципу их компетентности и корректности. На первых местах поисковой выдачи из гарантированно квалифицированных материалов государственных структур и компетентных организаций регулярно встречаются портал «Госуслуги», сайт мэра Москвы, Прокуратура РФ, портал Федеральной нотариальной палаты, Социальный фонд России, а также справочно-правовые системы.

«Из относительно компетентных материалов можно отметить СМИ и информационные ресурсы коммерческих платформ, прежде всего речь об официальных сайтах банков и сервисах по поиску недвижимости. Относительно компетентными их можно назвать в том числе потому, что допущенные в представленных ответах ошибки можно поправить путем обращения к ним», — сказала Екатерина Лексакова.

При этом большинство ссылок, которые выдает поисковая система на запрос пользователя, — это материалы, предназначенные для продвижения коммерческих юридических услуг и сервисов по подбору финансовых продуктов. «Естественно, ни о каких гарантиях корректности предоставляемой информации здесь речи не идет», — отметила спикер.

Участники дискуссии отдельно проговорили проблему, связанную с деятельностью некомпетентных юристов. Все чаще граждане, которым нужна юридическая помощь, сталкиваются с неквалифицированными юристами, а порой и с откровенным мошенничеством в этой сфере.

«Есть компании, которые размещаются в красивейших офисах, угощают чаем, кофе, обещают манну небесную, возьмут 50100 тысяч рублей — и ничего не сделают. Практика огромная, где мы отсуживали с помощью бесплатной юридической помощи у таких вот лжеюристов», — рассказал заместитель руководителя администрации губернатора Ульяновской области, начальник государственно-правового управления Алексей Преображенский.

Недобросовестные участники рынка навязывают клиентам ненужные услуги, берут за это большие деньги и при этом не несут никакой ответственности за результат своей работы. Чаще всего жертвами таких «серых» юристов становятся социально незащищенные граждане, которые не обладают необходимым уровнем правовых знаний и не имеют возможности защитить свои права.

Также Алексей Преображенский отметил, что много инициатив в рамках оказания бесплатной юридической помощи предлагают нотариусы.

Масштабность и технологический суверенитет

Еще одним важным принципом правовой помощи, которую люди могут получить через интернет, является ее масштабность. Российский нотариат уже несколько лет активно развивает электронную информационную инфраструктуру, направленную на правовое просвещение и оказание бесплатной консультационной и справочной помощи населению. Выстроена целая «экосистема правовой помощи» нотариата.

Прежде всего, это официальный портал Федеральной нотариальной палаты — notariat.ru. Он создан таким образом, чтобы человек мог быстро найти информацию о нотариальных действиях и жизненных ситуациях, где они могут пригодиться. Также на портале регулярно публикуются важные юридические новости, экспертные статьи, советы нотариусов о том, как безопасно купить недвижимость, защитить бизнес от рейдеров, выдать доверенность, оформить наследство и так далее.

«Только у нашего портала, где ежегодно публикуется свыше 2 тыс. материалов, в год насчитывается более 6,5 млн уникальных посетителей. Также в эту систему правовой помощи включены сайты нотариальных палат субъектов РФ и сайты нотариусов», — рассказала Екатерина Лексакова.

На портале в общем доступе функционирует несколько бесплатных онлайн-сервисов нотариата для поиска и проверки юридически значимой информации. Это в том числе сервис по проверке подлинности нотариальных документов по QR-коду, реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сервис проверки доверенностей, а также поиск наследственных дел.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов отдельно подчеркнул важность технологического суверенитета: «У нас есть своя цифровая независимость: социальные сети, электронные почты, платформы — они обеспечивают большинство запросов граждан. Соблюдение законов и безопасность людей можно гарантировать только на отечественных онлайн-платформах. Иностранные же системы агрегируют огромные массивы информации о россиянах, и это едва ли будет использовано нам во благо».

В этом контексте примечательно, что Единая информационная система нотариата, на базе которой функционируют указанные публичные сервисы, — это уникальная российская разработка, созданная без оглядки на зарубежные аналоги.

Кроме того, стоит отметить, что если в целом система бесплатной юридической помощи финансируется за счет государственных средств, то цифровая инфраструктура и социально значимые проекты нотариата по правовому просвещению граждан реализованы исключительно за счет средств нотариусов, без привлечения бюджетных денег.

Нужные советы и сочувствие

Особую роль в правовом просвещении населения играет онлайн-площадка «Советы нотариуса». Здесь публикуются полезные, написанные доступным для рядовых граждан языком материалы, а действующие нотариусы помогают разобраться в юридических вопросах. Только за 2024 год эту площадку посетили 4,5 млн пользователей.

Одной из ключевых площадок для получения людьми необходимых знаний, советов и рекомендаций давно стали и социальные медиа. Аудитория пабликов «Советы нотариуса» в соцсетях составляет более 260 тыс. постоянных подписчиков. А аудитория информационных сообщений достигает миллионов.

Также Федеральная нотариальная палата в рабочем порядке взаимодействует с крупнейшими информационными ресурсами и СМИ, чтобы обеспечить корректность и доступность публикуемой там правовой информации.

Екатерина Лексакова напомнила, что в 2024 году ФНП запустила в эксплуатацию бесплатное мобильное приложение «Нотариат.РФ». Оно включает такие удобные опции, как поиск нотариальной конторы, запись к нотариусу, доступ ко всем публичным реестрам и сервисам нотариата, проверка документа по QR-коду и другое.

Кроме того, уже несколько лет на базе Федеральной нотариальной палаты работает бесплатная линия правовой помощи. На эту линию поступает до 200 звонков в день и более 35 тысяч обращений в год. Всего с момента запуска линии в 2020 году было принято свыше 155 тысяч звонков. Самые распространенные обращения касаются наследственных прав, сделок с недвижимостью и залога автомобилей. Прежде всего операторы дают справочную информацию и помогают гражданам разобраться с вопросами, которые находятся в компетенции нотариата.

Нотариусы предоставляют бесплатную правовую помощь и при очных обращениях граждан. Также помощь оказывается в рамках проведения социальных акций и выездных мероприятий, в том числе таких как «Правомобиль» или работа на сборных пунктах.

«По закону консультации по любому вопросу, входящему в компетенцию нотариата, бесплатны. Даже если визит не заканчивается совершением нотариального действия, допустим, удостоверением сделки или доверенности, за консультации нотариусу платить не нужно», — напомнила представитель нотариата.

Александр Терновцов в свою очередь уточнил, что технологии упрощают процессы, делают правовую помощь доступнее, но без личных контактов не обойтись: «Все-таки человеческий фактор, сострадание и сочувствие — то, что должно присутствовать в правовой помощи».

Помощь участникам СВО и их семьям

Отдельно важно отметить помощь нотариата для участников СВО и членов их семей. За 2024 год нотариусы страны оказали более 300 тысяч бесплатных консультаций таким категориям граждан. По мнению Александра Терновцова, на самом деле, если учитывать повседневную работу нотариусов, цифры могут быть в 5–7 раз больше: «Нотариусам важен результат, а не процесс, это очень важно».

Российский нотариат также является активным участником проекта АЮР «Правовая поддержка СВО». В его рамках участники СВО, члены их семей и жители приграничных территорий могут получить бесплатную правовую помощь в формате очных встреч с нотариусами и другими членами АЮР, звонков на горячую линию и переписки в чат-боте.

Также нотариусы отвечают на различные правовые вопросы участников СВО и их близких в чат-боте «КСВО.Право». Подробно об этой цифровой площадке рассказывали руководитель центрального штаба АНО «Комитет семей воинов Отечества» Анастасия Непочетая и адвокат, представитель юридической службы АНО «Комитет семей воинов Отечества» Денис Скорятин.

«Это надежный помощник для военнослужащих, ветеранов и их семей, а также жителей приграничья в решении юридических вопросов. Он обеспечивает оперативную и квалифицированную правовую поддержку, помогая защищать права и интересы тех, кто служит и защищает Родину», — сообщил Денис Скорятин.

Чат-бот «КСВО.Право» — это одно окно для получения справочной информации, базы ответов, личных консультаций, помощи в решении правовых вопросов. Нужен только Телеграм, чтобы подать заявление или получить консультацию. Также пользователям доступны вебинары и подкасты, справочник с информацией по льготам в различных регионах страны, правовые новости и так далее.

О цифровизации системы правовой помощи говорила начальник отдела по вопросам бесплатной юридической помощи Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России Юлия Назина.

Также в круглом столе приняли участие заместитель проректора по научной работе, цифровизации и международным связям Курского государственного университета Максим Воробьев, директор ГКУ Московской области «Госюрбюро» Надежда Курамжина, директор юридической клиники РАНХиГС Александр Кравченко и другие.


Другие новости по теме

Вверх