(8362) 49-49-14
(8362) 49-49-14

Нотариат на главном юридическом событии года: начал работу ПМЮФ-2024

26 июня в северной столице стартовал XII Петербургский международный юридический форум. Представители российского нотариата традиционно участвуют в ПМЮФ, на полях которого обсуждается защита имущественных прав граждан, регулирование правоотношений в корпоративной сфере, совершенствование законодательства в сфере семейного и наследственного права, другие актуальные вопросы. В этом году на площадке форума работает стенд Федеральной нотариальной палаты (ФНП).

Обновлено 17:00

На стенде представлена экспозиция «Нотариат России: от берестяной грамоты до „телепортации“ документов». Эта выставка демонстрирует, как при смене технологических укладов и эпох нотариальное удостоверение неизменно выполняло свою задачу по защите прав человека, его собственности и имущественных интересов. Как отметил президент ФНП Константин Корсик, сегодня нотариат также является важной частью правовой системы страны, укрепляет стабильность гражданского оборота, выполняет важную функцию превентивного правосудия. Помощью нотариуса можно воспользоваться в любой точке России — от мегаполисов до удаленных районов Крайнего Севера.

В пространстве, организованном ФНП, можно ознакомиться, в частности, с новым мобильным приложением Нотариат.рф. В нем собраны такие удобные опции, как поиск нотариуса, запись к нему, доступ ко всем публичным реестрам и сервисам нотариата, проверка документа по QR-коду и другое.

Также на стенде представлен «офис в чемодане» — мобильный комплекс, облегчающий работу в удаленных районах. Это специальный 10-килограммовый чемоданчик со всем необходимым для работы: от видеокамеры и цифрового планшета до скрепки и лупы с подсветкой. Комплексы разработали по заказу Федеральной нотариальной палаты, оснастили передовым оборудованием. Чемодан с цифровой начинкой помогает организовать полноценную работу на выезде. С помощью портативного комплекта можно удостоверить даже дистанционную сделку, если доступен более-менее стабильный Интернет.

Одной из важных тем первого дня форума стало наследственное планирование. Выступая в рамках сессии «Преемственность и наследственное планирование: взгляд в будущее» президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик отметил, что сегодня российское законодательство предполагает достаточно широкий перечень инструментов наследственного планирования, а также мер, позволяющих сохранить и приумножить нажитый внутри семьи капитал. При этом залогом эффективной преемственности служит прежде всего осознанный и взвешенный подход самих людей к наследственному планированию. И своевременное обращение к нотариусу здесь играет одну из ключевых ролей.

«Именно нотариус в деталях расскажет заявителю обо всех доступных правовых инструментах, подскажет наиболее оптимальную конструкцию в каждом конкретном случае. Сделает все, чтобы процесс реализации прав как наследодателей, так и их наследников проходил комфортно, быстро и максимально эффективно», — подчеркнул Константин Корсик.

Классический инструмент наследственного планирования — завещание. Ежегодно нотариусы удостоверяют более 550 тысяч таких документов. Именно завещание в максимальной степени обеспечивает реализацию воли наследодателя, позволяет четко очертить круг наследников, распределить активы, а не дробить их. При необходимости можно указать завещательные возложения и отказы, выбрать душеприказчика, который будет исполнять обязанности доверительного управляющего. Если жизненные обстоятельства меняются, человек может в любой момент изменить или отменить ранее составленное завещание. Все это делается максимально оперативно — у любого удобного нотариуса.

Сведения об удостоверении, изменении или отмене завещания тут же фиксируются в Единой информационной системе (ЕИС) нотариата. Впоследствии именно с ее помощью нотариус, открывший наследственное дело, сможет проверить факт наличия завещания и установить его достоверное содержание без предоставления бумажного оригинала.

За последние несколько лет в наследственном праве в России произошли масштабные изменения, появились новые инструменты наследственного планирования. Среди них — наследственные и личные фонды. «Эти инструменты помогают решить довольно обширный спектр задач — от снижения рисков конфликтов между наследниками до обеспечения жизнеспособности предприятий после смерти их владельцев. В глобальном смысле обращение к таким инструментам является серьезным стимулом для деофшоризации бизнеса и сохранения инвестиций в стране, что особенно актуально в условиях действующих антироссийских санкций», — сказал глава ФНП.

В отличие от наследственного, личный фонд начинает функционировать уже при жизни учредителя. Владелец бизнеса может принять участие в его деятельности, вовремя выявить и устранить недостатки. «Предусмотренное профессиональное управление имуществом в данном случае позволяет сохранить рабочие места и бесперебойность производственных процессов. Бенефициары могут получить гарантии денежного содержания и сохранности имеющегося у компании имущества, не занимаясь при этом сложным процессом бизнес-управления», — подчеркнул президент Федеральной нотариальной палаты.

У состоятельных жителей страны объективно растет интерес к личным фондам. В настоящий момент в ЕГРЮЛ их зарегистрировано уже более 30. Важную роль в процедуре создания личных фондов играет нотариус как ключевой правоприменитель в сфере наследственного права. Именно он контролирует, что воля учредителя совпадает с положениями устава и условиями управления фонда, а сами документы не противоречат нормам закона. Вместе с тем практика показывает, что механизм создания личных фондов и регулирования их деятельности требует доработки и существенных дополнений нормативно-правовой базы.

Именно этой цели отвечает законопроект, подготовленный Минэкономразвития. Прежде всего, он закрепляет и уточняет целый ряд обязанностей нотариуса в части работы с личными фондами. «Согласно предлагаемым поправкам, сведения о создании, реорганизации или ликвидации личного фонда, об изменениях в учредительных документах будут вноситься в ЕГРЮЛ напрямую по заявлению нотариуса. Таким образом процесс регистрации фондов будет проходить значительно проще и быстрее благодаря налаженному электронному взаимодействию между нотариатом и налоговой», — сказал Константин Корсик.

Сегодня срок регистрации сведений в ЕГРЮЛ по документам, направленным нотариусом, составляет всего 5 рабочих дней. Для сравнения, срок рассмотрения заявления при самостоятельной подаче документов в территориальное отделение Минюста учредителем фонда может составлять более 20 дней.

Законопроектом также четко регламентируется перечень и порядок действий нотариуса при удостоверении решения об учреждении личного фонда, удостоверении его устава и условий его управления. Как результат, процедура создания личного фонда станет прозрачнее и понятнее, а учредитель сможет урегулировать все возможные вопросы и провести правовую экспертизу документов еще на этапе их заверения у нотариуса.

Секретарь Общественной палаты РФ, председатель совета Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при Президенте РФ Лидия Михеева отметила, что инструментарий для эффективного наследственного планирования пополнялся поэтапно и на сегодняшний день у граждан есть разнообразные возможности для распоряжения имуществом на случай смерти. Эксперт подробно остановилась на правовых особенностях такого относительно нового формата, как личные фондов.

Советник председателя совета директоров «ААА Управление Капиталом» Анна Горячева также затронула вопрос совершенствования законодательства о личных фондах. Сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, предусматривающий возможность передачи управления личным фондом управляющим компаниям как профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам холдинговой компании «Интеррос» Ольга Войтович отметила высокую востребованность современных инструментов наследственного планирования в бизнес-среде в связи с тем, что вопрос преемственности капитала в нашей стране стоит остро.

Вопросы наследственного планирования актуальны не только для владельцев крупного бизнеса, но и в целом для любого человека, у которого есть имущество и есть те, кому он хочет его передать. Помимо завещаний, для этих целей существует еще целый ряд нотариальных документов и действий. Так, люди, находящиеся в браке, могут выбрать формат совместного завещания супругов. Кроме того, через призму наследственного планирования стоит рассматривать и брачный договор. Тем более, когда речь идет о бизнес-активах. «При отсутствии брачного договора вдова или вдовец вероятнее всего получает „решающую долю“ в сравнении с остальными наследниками. А это далеко не всегда играет на пользу бизнесу, принадлежавшему покойному», — отметил Константин Корсик.

Еще один полезный инструмент для сохранения имущества, входящего в наследственную массу, — принятие нотариусом мер по его охране. В частности, учреждение доверительного управления.

«Одним из ключевых вопросов здесь выступает выбор управляющего. Кандидатуру могут предлагать наследники. Однако, учитывая различные факторы, в том числе и возможный конфликт интересов между наследниками, финальное решение принимает нотариус», — отметил глава ФНП. Такая норма как раз направлена на то, чтобы споры между наследниками не могли заблокировать саму возможность использования доверительного управления. При этом именно за нотариусом, учредившим доверительное управление, закреплена функция контроля деятельность доверительного управляющего.

Мерой по предотвращению споров за наследство может служить и выбор в пользу удостоверения наследственного договора. В ходе его заключения наследники и наследодатель вместе обсуждают и решают, кому какое имущество достанется и на каких условиях. Если наследодатель не оставил никаких четких распоряжений по распределению нажитого им имущества, и этот вопрос вызывает трудности и конфликты между наследниками, на помощь может прийти медиация. Наиболее эффективной и реально рабочей мерой будет удостоверение медиативного соглашения у нотариуса. В этом случае оно будет иметь исполнительную силу.

Вопрос наделения нотариусов функциями медиаторов вызвал дискуссию. Глава ФНП отметил, что профессия нотариуса является многогранной и он де-факто занимается медиативной деятельностью в своей повседневной работе. Константин Корсик сказал, что в рамках ведения наследственного дела нотариус, как правило, выполняет в том числе функции медиатора, помогая сторонам найти компромисс и избежать суда: «В этом связи, логичной видится уже неоднократно звучавшая инициатива о законодательном закреплении за нотариусом полномочий медиатора по наследственным делам».

При этом наследники всегда могут воспользоваться и возможностью заключения соглашения о разделе наследственного имущества. Этот документ также позволяет закрепить все договоренности и избежать конфликтов и притязаний на доставшееся по наследству имущество в будущем.

Петербургский международный юридический форум — это крупнейшая и уникальная площадка для диалога в области права. ПМЮФ традиционно объединяет ведущих юристов различных специализаций, общественных деятелей, лидеров мнений, а также представителей средств массовой информации.

Глава российского нотариата Константин Корсик примет участие еще в ряде значимых мероприятий. В четверг, 27 июня он станет спикером в двух дискуссиях: о взыскании задолженности в бесспорном порядке и о развитии правовых механизмов защиты бизнеса. В пятницу, 28 июня Константин Корсик выступит на сессии, посвященной нотариальной помощи юридическим лицам.

Традиционно в повестке форума — развитие цифровых технологий в области права, государственного управления и экономики. 26 июня прошла сессия «Цифровая юстиция: шаг в будущее». Российский нотариат на мероприятии представил директор фонда «Центр инноваций и информационных технологий» (ФЦИИТ) Михаил ВеселовЭксперт рассказал о цифровой трансформации нотариальной деятельности. В ее основе — Единая информационная система нотариата, которую в 2014 году создала и продолжает развивать Федеральная нотариальная палата.

Также в первый день форума было подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральной нотариальной палатой, Центром нотариальных исследований и Санкт-Петербургским государственным университетом. В этой связи президент ФНП отметил, что важнейшей задачей нотариата была и остается защита граждан и бизнеса от рисков мошенничества, в первую очередь, когда дело касается ценного имущества, такого как недвижимость. В рамках соглашения планируется, в том числе, исследовать существующие проблемы в этой сфере для подготовки предложений по совершенствованию механизмов защиты прав и интересов собственников.

«Для Санкт-Петербургского университета важно не просто исследовать современную правоприменительную практику, но и внедрять в нее наиболее эффективные инструменты и результаты актуальных исследований в сфере нотариата. Уверен, что опыт старейшей юридической школы России будет полезен и позволит нам помогать гражданам защитить себя и не стать жертвами мошенничества», — сказал ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев.

В целом деловая программа форума объединяет более 120 мероприятий и будет включать в себя круглые столы, деловые сессии, открытые разговоры, совещания, деловые завтраки, лекции и презентации.


Другие новости по теме

Вверх