«Нужно более активно вводить институт нотариата в деятельность и публичных, и частных компаний. Поскольку нотариат имеет основную задачу — уменьшение оспоримости в отношении юридических фактов», — заявил глава Минюста России Константин Чуйченко, выступая на сессии «Эволюция правового регулирования корпоративных отношений в современных условиях» в рамках проходящего в эти дни Петербургского международного экономического форума.
Константин Чуйченко подчеркнул, что нотариат в императивном порядке должен участвовать в деятельности органов управления публичных компаний: «Мне кажется, это правильно, когда протокол общего собрания акционеров публичного общества будет составляться и удостоверяться нотариусом, а не представителями менеджмента». Публичная компания содержит в себе помимо бизнеса очень большой публичный интерес. Соответственно, то, как будет оформлено решение, например, совета директоров или общего собрания акционеров, может затронуть имущественные и иные интересы большого числа людей.
Активное привлечение нотариуса к регулированию правоотношений в бизнес-среде — очевидный тренд, которому законодатель следует на протяжении уже более десяти лет. Именно введение обязательной нотариальной формы в разных сегментах корпоративных правоотношений позволило решить целый ряд проблем — свести к минимуму рейдерские захваты предприятий, не допустить недобросовестных и неправомерных действий со стороны участников обществ, обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, снизить риски оспаривания решений юрлиц и, как следствие, снизить нагрузку на суды.
Кроме того, участие нотариуса в регулировании корпоративных правоотношений позволило повысить комфорт и скорость при совершении юридически значимых действий, а также снизить издержки представителей бизнеса. Этому способствует и обширный перечень цифровых инструментов, которые сегодня есть у нотариата: публичные реестры, возможность перевести документ из бумажного формата в электронный с сохранением его юридической силы и другие.
Актуальность привлечения нотариуса к регулированию правоотношений повышается в том числе в свете активного распространения электронных форматов делового и гражданского оборотов. Упрощенный порядок и фактически моментальное принятие решения в условиях новой, «цифровой» реальности повышают уязвимость, в том числе, участников корпоративной сферы. В данном случае речь, прежде всего, о малом и среднем бизнесе, а также индивидуальных предпринимателях, чьи ресурсы объективно ограничены.
Среди вопросов, которые также активно обсуждаются в экспертных кругах, — введение обязательной нотариальной формы для решений о смене единоличного исполнительного органа ООО, применение в корпоративной сфере дистанционного формата сделок, который сегодня активно практикуется нотариусами, и др.