В трагические годы Великой Отечественной войны нотариат прошел те же испытания, что выпали на долю всей страны. Многие советские нотариусы ушли на фронт, оставшиеся в тылу — под бомбежками и в условиях военной разрухи выполняли свой профессиональный долг. Комиссия Федеральной нотариальной палаты по историческому наследию российского нотариата и нотариальное сообщество страны проводит работу по сохранению памяти о военной и трудовой деятельности нотариусов в годы войны.
Теперь нам известны имена людей, которые участвовали в боевых действиях. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1944 года нотариус Лебяжского района Кировской области, политрук Григорий Степанович Попов был награжден Орденом Красного Знамени «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» в рядах 53 армии Северо-Западного фронта. Сохранился его Наградной лист, где значится, что «в начале января 1943 года находясь в составе оперативной группы в 10 человек изъяли из немецкой армии более 25 человек шпионов и 2-х офицеров». А в конце февраля 1943 года с тремя товарищами — десятерых, при этом Григорий Попов был контужен.
В октябре 1940 года в ряды Красной Армии был призван нотариус нотариального стола при Мазановском районном суде Амурской области Николай Гаврилович Шикер. Он участвовал в боях на Северо-Западном, а потом на Юго-Западном фронте. Участник битвы на Курской дуге, Николай Шикер сражался в должности командира орудия. В 1943 году, получив тяжелое ранение обеих ног, он был отправлен на лечение в эвакогоспиталь. Одну ногу спасти не удалось.
Николай Гаврилович был комиссован в сентябре 1944 года, а в мае 1948-го подал в Управление Народного комиссариата юстиции по Амурской области просьбу перевести его на должность нотариуса районной нотариальной конторы. В заявлении значилось: «...я хожу на протезе, здоровье в последнее время ухудшилось, в командировках приходится ходить пешком, что для меня является затруднительным». Практически незамедлительно Николай Шикер был назначен вновь на должность районного нотариуса.
В Великой Отечественной войне участвовали и женщины, на долю которых выпало поднимать нотариат страны в послевоенное время. Так, Александра Кузнецова прошла всю войну телеграфисткой и была награждена орденом Славы III степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны работала нотариусом до 1973 года. Пелагея Ивановна Жилова также прошла войну телеграфисткой, награждена орденом Александра Невского. После войны вернулась к работе, была переведена на должность нотариуса и трудилась до 1975 года.
Оставшиеся в тылу нотариусы выполняли свой профессиональный долг, обеспечивая законность гражданского оборота в тяжелое военное время. Неустанно трудились, как и вся обескровленная, но уверенная в своей победе страна. Нотариальные конторы продолжали работать в блокадном Ленинграде, а их сотрудники поддерживали в людях надежду на прорыв блокады и окончание войны.
Несмотря на бомбежки, пожары, страшные морозные зимы и голод, ленинградские нотариусы сохранили все нотариальные книги, не сожгли ни один документ. Вот что пишет в своих воспоминаниях старший нотариус Первой нотариальной конторы Ефросинья Толкачева: «В годы блокады паек нотариусы получали как служащие, это меньше, чем рабочие. В нотариальной конторе был клей для документов. Работники конторы заливали его кипятком и пили эту подкрашенную воду. Называли этот напиток морсом».
В 1944 году в город начали возвращаться эвакуированные жители, благодаря нотариальным документам они смогли доказать свое право на оставшееся в городе имущество. Среди вернувшихся были и дети, оставшиеся без родителей. Подтвердить, что ребенок — житель города и даже установить его личность стало возможным по сохраненным реестровым книгам, куда записывались все нотариальные действия. Нередко нотариусы помогали отыскать и родных.
Город Павловск был освобожден подразделениями 56 стрелковой дивизии: 37 и 184 стрелковыми полками, и Отдельным лыжным батальоном в 14 часов 40 минут 24 января 1944 года. Во время оккупации погибли десятки тысяч людей, в день своего ухода фашисты подожгли дворец. Но город и его жители нашли в себе силы вернуться к жизни ещё до того, как был взят Берлин.
На оборотной стороне газетного листа с материалом «Иностранная печать о победоносном наступлении красной армии» от 4 марта 1945 году мы видим заявление в нотариальную контору нотариуса года Павловска от гражданки Ф. с просьбой выехать к ней по указанному адресу в Вырице для совершения дарственной принадлежащего ей движимого и недвижимого имущества. В прилагаемом договоре дарения указана ФИО одаряемой, объект — «домовладение, состоящее из одного одноэтажного дома ... на участке мерою 0,15 га» и его оценочная стоимость — 6 750 рублей. Отмечено, что имущество никому другому не отчуждено, в аренду не сдано и под арестом не состоит.
В годы войны нотариальная деятельность не прекращалась и в Москве. При том, что Наркомюст был эвакуирован в Оренбург — тогда Чкалов. В сентябре 1942 года, через несколько месяцев после окончания кровопролитной Битвы за Москву, граждане приступили к привычным делам с верой, что страна уцелеет. Так, сохранились два завещания, напечатанные на тетрадных листах в линию и удостоверенные у нотариуса Государственной нотариальной конторы А.И. Зенюк с разницей в один день.
Завещания составлены по одному образцу, в каждом из них указан адрес домовладения, имена наследников. Во втором пункте значится: «примечание второе к статье 422 Гражданского кодекса мне известно». Третьим пунктом указано, что первый экземпляр хранится в делах Московской государственной нотариальной конторы, а второй выдается наследодателю.
В первые годы войны сократилось как число нотариальных контор, так и нотариальных действий. Но уже 1943 году после освобождения многих оккупированных территорий началась активная работа по восстановлению нотариальных контор. При этом нотариусы проводили и большую инструкторскую работу, например, по оформлению различных документов. Так, в апреле и мае 1942 года кировские нотариусы провели инструктаж райкомхозов по оформлению документов по отчуждению строений и заключению договоров застройки, а также домоуправления наркомлеса и заводов No 32 и 266 по оформлению исполнительных надписей по задолженности по квартплате. В июле 1942 года проведена массово-разъяснительная работа в Коминтерновском поселковом совете по оформлению договоров застройки. Кировский нотариус выезжал в поселок Коминтерн, в результате чего на месте было заключено 40 договоров.
В годы войны нотариат приносил стране стабильную прибыль, все доходы от совершенных нотариальных действий шли в казну государства. Сами же нотариусы получали небольшие выплаты, а в некоторых регионах по несколько месяцев трудились бесплатно. Без сна и без отдыха они вели прием в конторах, а после этого отправлялись в госпитали к раненым удостоверять завещания, копии документов. Нотариусы отправляли собственные денежные средства на нужды красноармейцев.
Благодаря активной деятельности нотариального сообщества за последние 10 лет были найдены места захоронений нотариусов, не вернувшихся с войны. Так, в 2015 году обнаружена безымянная могила нотариуса Кикнурского района Кировской области Дмитрия Семёновича Павлова, погибшего 2 февраля 1945 года на территории Восточной Пруссии. Также удалось выяснить, что старший лейтенант Иван Поликарпович Кабанов, погибший в 1944 году в Калининградской области и похороненный в братской могиле советских воинов в деревне Маево Псковской области, до войны работал нотариусом города Советска Кировской области.
Имена нотариусов, самоотверженно исполнявших свой долг, помнят до сих пор. Они навсегда останутся и в истории Великой Отечественной войны, и на страницах истории нотариата. Благодаря отваге и несгибаемой воле народа наша страна победила в войне. И в послевоенное время нотариусы отдавали все силы для того, чтобы нотариат развивался и продолжал свою работу на благо страны.